3D-кино приходит конец?
На прошлой неделе компании Sony и LG официально заявили о прекращении выпуска новых 3D-телевизоров,
на афишах кинотеатров все реже встречается пометка 3D.
Становится явно, что некогда популярный формат переживает упадок. Попробуем разобраться в причинах падения спроса.
Все это мы уже проходили От 3D кружится голова и тошнит Цена вопроса Взлет и спад
К сегодняшнему дню стало ясно, что пик популярности 3D-формата остался в прошлом, — об этом говорят бездушные цифры. Во-первых, самого контента с каждым годом становится все меньше. Крупнейшие американские телекомпании DirectTV и ESPN закрыли вещание своих 3D-каналов еще в 2013 году. Процент мировых трехмерных кинорелизов также неуклонно падает: если в 2011 году 7,8% от числа всех вышедших фильмов были в 3D (этот год можно считать вершиной расцвета популярности), то с тех пор производство медленно, но верно снижается. Согласно европейским социологическим исследованиям, еще в 2010 году около 70% зрителей предпочли бы сходить в 3D-кинотеатр, но уже спустя 3 года их число уменьшилось более чем вдвое. Число телезрителей, предпочитающих 3D-формат, которое было посчитано американскими телекомпаниями, вообще смехотворно. В 2014 году оно не превышало 120 000 человек (это примерно 0,04% от населения страны).
Несмотря на бум 3D в нулевых и продвижение формата как чего-то нового и прорывного, стереокино было популярно еще в первой половине XX века. Например, 94-летний автор комиксов Стэн Ли рассказывал, как он смотрел 3D-фильмы, еще будучи подростком. Первый прокатный 3D-фильм "Сила любви" вышел в 1922 году и был немым. А в 1934 году Луи Люмьер даже выпустил стереографическую версию своего легендарного "Прибытия поезда" 1895 года выпуска — так что идея трехмерного ремейка тоже далеко не нова. Стереоформат правил бал в американских кинотеатрах 50-х годов. В то же время появляется и первая 3D-эротика. Но в итоге в конце 1950-х 3D уступил место широкоэкранному формату. В последовавшие десятилетия производились неоднократные попытки возвращения к стереокино. В 1975 году начались первые попытки приспособить к стереографии телепроизводство в СССР, — впрочем, идея серьезного отклика не нашла.
Серьезный недостаток 3D — это реакция на него человеческого организма. Если верить американским исследованиям, примерно 20% смотрящих трехмерное кино чувствуют тошноту, излишнее напряжение глаз и головокружение. Дело в том, что мозгу зрителя приходится постоянно совмещать две картинки, на которых фокусируется каждый глаз. Особенный дискомфорт происходит, когда наш мозг пытается обработать и распознать картинку, невозможную или редкую в реальной жизни, или же наблюдать перепутанные ракурсы — когда картинка для правого глаза идет на левый и наоборот. Но хуже всего приходится, если владельцы кинозала экономят на проекторах и очках (что для российских кинотеатров более чем привычное дело).
Восприятие трехмерной картинки также зависит от индивидуальных особенностей зрения. Некоторые люди вовсе не способны заметить разницу между двухмерным и трехмерным изображением на экране, название этой болезни — стереослепота. А о неудобстве, испытываемом людьми, носящими очки, и говорить нечего.
Кстати, все те же проблемы наблюдаются и при использовании VR-устройств, набирающих популярность.
Съемки трехмерного кино дороже — это однозначный факт. Насколько дороже — уже зависит от конкретной ситуации. Основная причина дополнительных затрат — не потребность в определенной технике или специальных камерах. Огромные суммы уходят на дополнительный персонал, необходимый для работы с 3D. Причем речь идет не про операторов, а про специалистов, занимающихся постобработкой. Стереограферы и монтажеры 3D-спецэффектов — это отдельная каста в мире кинопроизводства. Кроме того, нередка ситуация, когда фильм снимается в привычном 2D и затем конвертируется в 3D. Такое происходит даже с крупнобюджетными блокбастерами, яркий пример — прошлогоднее "Пробуждение Силы".
По словам канадского продюсера Брэда Фокса, стоимость постобработки 3D-спецэффектов для современного фильма категории "A" в среднем колеблется в пределах 75 000 долларов за минуту. Учитывая спад интереса к трехмерным фильмам, не удивительно, что многие студии сейчас не готовы влезать в эти дополнительные расходы.
В начале 2000-х люди перестали покупать билеты в кино и индустрия забила в набат. Тут очень кстати оказались 3D-фильмы, которые, как выяснилось, могут быть по-настоящему зрелищными. Была организована мощнейшая пиар-кампания, мотивировавшая владельцев кинотеатров переоборудовать залы для показа 3D. Люди стали возвращаться в кинотеатры.
По-настоящему встряхнул индустрию "Аватар" Джеймса Кэмерона, вышедший в 2009 году, который стал и остается одним из самых кассовых фильмов в истории кинематографа. Его успех вдохновил еще много проектов, разной степени удачливости. Следующей крупной картиной стала "Алиса в Стране чудес" Тима Бертона, преодолевшая кассовый рубеж в миллиард долларов. Но о многом говорит тот факт, что прошлогодний сиквел "Алисы" стал величайшим провалом. Убытки "Диснея" от фильма составили 65 миллионов долларов.
Показательны неудачи 3D-кино и в поле критики — как любительской, так и профессиональной. Особенно если речь идет о ремейках культовых фильмов. Средний рейтинг еле окупившегося фильма "Челюсти 3D" не превышает 3,5 из 10, а "Дети шпионов 4D", делавшие ставку не только на объемное изображение, но и на всевозможные дополнительные эффекты вроде запахов, могут похвастаться только 37 баллами из 100 на "Метакритике". Кошмарные отзывы критиков и публики получила "Битва титанов" 2010 года, продюсеры которой решили конвертировать фильм в 3D-формат буквально за несколько недель до релиза. В этот ряд провалов можно пополнять бесконечно: "Повелитель стихий", "47 ронинов", "Пираньи 3DD" и др.
Почему провалились 3D-телевизоры
После триумфа "Аватара", производители телевизоров бросили все свои инженерные и маркетинговые силы на разработку и продвижение 3D-моделей. Но 7 лет спустя компании признали, что технологию так не удалось адаптировать для домашних условий, и наличие 3D не стало ключевым фактором при выборе телевизора. Так LG и Sony вслед за Vizio, Sharp и TCL приостановили выпуск 3D-телевизоров.
Скорее всего, причина в недостаточном количестве контента. Крупных телеканалов, вещающих в таком формате, практически не осталось, а заводить 3D-телевизор, чтобы крутить на репите "Аватар" и "Гравитацию" смысла мало. Да и найти диск с трехмерным фильмом в BluRay-формате теперь вовсе невозможно.
Наконец, самое главное — это цена. 3D-телевизоры стоят значительно дороже. Также зачастую не идет в комплекте достаточное количество очков, которые придется покупать отдельно (цена на них доходит до $100). Но даже те, кто решился на покупку 3D-телевизора, признаются, что практически не пользуются им.
Теперь индустрия сосредоточена на производстве телевизоров c 4K, HDR и функциями Smart TV. Эксперты считают, что провал 3D-ТВ должен стать предупреждением для других набирающих обороты индустрий — VR и AR. Если сегодня вокруг них много шума, а на рынок выбрасываются все новые VR-гарнитуры и игры с дополненной реальностью, это вовсе не значит, что потребитель охотно будет их покупать.